** неофициальный сайт группы 4'33" и Алексея Айги

433 | дискография | фотографии | чтиво | события | где купить диски |отзывы


" Огонь, вода и зеленые чешуйки" Алексей Крижевский:
Ансамбль 4'33" выпускает новый альбом.
Газета "Известия"

  Музыкант Алексей Айги - сын гениального поэта-авангардиста Геннадия Айги - волею музыкальной судьбы стал одновременно любимцем молодежи и едва ли не самым востребованным современным композитором. Его детище - ансамбль 4'33", выпускающий на днях свой новый альбом, едва ли не единственное в России музыкальное образование, не приписанное ни к одному из портов современной музыки (будь то рок, классика или авангард) и в то же время чувствующее себя свободно в поминутно меняющейся музыкальной конъюнктуре. Название пластинки "Счастье, слава и богатство" - не оптимистическая мантра или заклинание, которым какая-нибудь молодая группа могла бы призывать на свою голову указанные блага, а вполне бесстрастно сообщаемые результаты восьмилетней карьеры. Скрипач с незаконченным образованием превратился из музыкального моднаря, лелеющего прилепленный на него ярлык "не для всех", в статусную фигуру, на которую обращают благосклонное внимание вершители судеб кино и телевидения, а также государственные чиновники от культуры. Из сорванца, спокойно (к ярости критики) расхаживавшего по узкой тропке между глыбами стилистических определений, - в персонажа "нового мейнстрима", который сам изобрел себе рамки своего жанра. Имя ансамблю придумал музыковед Дмитрий Ухов - в честь эпохального произведения композитора-минималиста Джона Кейджа. Коллектив получил первое крещение на фестивале "Альтернатива" в 1994 году, куда Айги был приглашен для исполнения композиции, посвященной памяти польского композитора Витольда Лютославского. Для воплощения своего замысла Алексею потребовались еще несколько музыкантов, и созванный "под событие" состав решил не ограничиваться разовым выступлением. Первой студийной работой, получившей известность, стал диск "Falls", записанный ансамблем вместе с DJ Кубиковым (в тот момент - весьма знаменитой и небесталанной фигурой еще не отошедшей в прошлое русской электронной субкультуры), которым сходу была заявлена стилевая открытость и даже некоторая всеядность коллектива. И состав группы, и сама ее музыка (в которой рок-инструменты могли легко спеться со скрипичной и духовой группами) предполагали потенциальное сотрудничество любого рода: от рок-группы до большого симфонического оркестра. Естественно, первое, с чем пришлось столкнуться критикам, - это невозможность подобрать хоть сколько-нибудь точное определение для музыки, которую они играли. Узрев очевидную способность Айги связывать простые повторяющиеся пассажи в некую развивающуюся мелодию, стали искать истоки и выспрашивать: чем, мол, вдохновляетесь? Услышав в ответ имена Терри Рейли и Майкла Наймана (писавшего музыку к фильмам Питера Гринуэя), победно завопили "минимализм!" и ухватились за самое известное имя этого списка. С тех пор к социальному ярлычку "не для всех" прибавился стилистический - "русский Найман". Основания для таких умозаключений, безусловно, были. К тому времени ансамбль Айги совместно с известным культурным деятелем Николаем Дмитриевым открыл серию выступлений "Немое кино - говорящая музыка", в которой стали "озвучивать" многочисленные киноленты, снятые до появления на кинопленках магнитной звуковой дорожки. На экране - черно-белые шалости братьев Складановски (германские современники Люмьеров) или раешные страсти дочаплинских комиков, на сцене - импровизированные пульсации скрипок и духовых. Эти эксперименты постепенно привели группу в звукоцеха московских киностудий: в 1997 году Айги со товарищи получили заказ на сочинение музыки к "Стране глухих". Темы из фильма ждали своего часа четыре года и стали одной из самых коммерчески успешных пластинок 4'33''. Помимо главного докризисного киноманифеста мелодиями Айги озвучивались еще "Дом на Трубной" Бориса Барнета, а также документальная лента "Частные хроники. Монолог" Виталия Манского и сериал "Каменская". В 1994-1998 годах слово "постмодерн" примеряли абсолютно на все явления культурного спроса (даже на группу "Ленинград"), однако 4'33'' были едва ли не единственными популярными музыкантами, на ком этот наряд сидел как влитой. Не в силу цитатничества (любую цитату Айги и его команда способны завернуть и обыграть до полного присвоения) и не из-за своего положения "между всех дискурсов". 4'33'' стал первым поп-коллективом (в лучшем смысле этого слова), который возвел коллаборацию и свою открытость вовне в творческий метод. Декадентствующий эстет Марк Алмонд, который едет на тройке с бубенцами в Россию записывать пластинку русских романсов с Баяновой и Гребенщиковым, не равен вождю оркестра игрушечных инструментов Пьеру Бастьену, дающему совместный с Айги концерт в Москве. Алла Баянова и после отъезда британского певца останется репертуарной артисткой Политехнического музея; она всегда одна и та же. Айги же смешивает себя со своим коллаборантом; он не бывает одинаков даже дважды. Да что там: написав и исполнив "Музыку для Малого зала", ансамбль призвал в соратники помещение. Кстати, первые четыре года жизни 4'33'' не вылезали с литературно-художественных перформансов, прославили себя сотрудничеством с Львом Рубинштейном, Дмитрием Приговым, Андреем Битовым. Взглянуть хоть на дискографию - едва ли не половина записана либо совместно с кем-то ("Сказки сестер Гримм" с участием фольклорного дуэта НЕ ТЕ, "Musique Cyrillique" с Бастьеном и "Up From the Skies" с Дитмаром Болленом), либо как музыка к фильму или спектаклю (упомянутая "Страна глухих" или "Эквус", музыка к одноименной пьесе Питера Шеффера, поставленной Александром Вартановым). Нынешняя судьба Айги, колесящего по клубам и мотающегося между Москвой и Парижем (где у него свой состав), выглядит вполне закономерной карамелькой: вынести на спокойный солнечный берег музыканта может только бурная маргинальная волна (ровно по той же причине французские "милитанты мая" 1968 года теперь оптом заседают в Европарламенте). Другое дело, насколько уютно себя чувствует человек, "сделавший этот мир" и теперь наблюдающий равнение на себя. Наверное, так же, как рыцарь, начинающий превращаться в убитого им дракона.
   
433 | дискография | фотографии | чтиво | события | где купить диски |отзывы

<PLAINTEXT>